Л. С. Альмагамбетова «Старая новая технология Г. Альтшуллера, или Как развивать фантазию ребенка»:
Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных организациях является целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у детей.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческих способностей детей является технология, автором которой является российский ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Главное отличие его технологии от классического подхода к дошкольному развитию — возможность для детей самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Технология эффективна в обучении и воспитании детей, начиная с двух лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов. Технология Г. Альтшуллера в педагогических кругах более известна как теория решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ).
Немного истории
Технология Г. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
К сведению
Изначально технология создавалась для помощи в нахождении решений технических задач и способствовала развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Уникальность технологии заключается в том, что в течение последних 30 лет ее смогли адаптировать как в дошкольное, среднее, так и профессиональное высшее образование.
Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ являются такие ученые как В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных организациях для развития творческих способностей детей.
Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы педагогики будущего:
- Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые всё знают и умеют делать всё.
- Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.
- Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.
- Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).
- Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.
- Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.
- ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.
Суть технологии
Организованная учебная деятельность в ДО по методике Г. Альтшуллера состоит из четырех этапов.
Первый этап – поиск сути.
Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (Семья уезжает в отпуск на месяц. Кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (Как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).
Второй этап – «тайна двойного».
Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо, так как греет, плохо, так как может сжечь.
Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, т. е. нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.
Четвертый этап направлен на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия.
Приведем примеры ТРИЗ-вопросов и задач, которые можно обсуждать с дошкольниками в ОУД:
Кого больше: мужчин или пап?
Чего больше на свете: квадратов или четырехугольников?
Зачем нужны окна домам?
Обзор методической литературы по ТРИЗ