Педагогические технологии в дошкольном образовании
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогической цели, осуществляемая в соответствии с определенной логикой и принципами, достаточно легко воспроизводимая любым педагогом, подготовленным к такой работе.
КРИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ – основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность: результативность (обеспечение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (передачи опыта ее использования в виде знаний).
Общепринятой классификации педагогических технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.
В.С. Зайцев предлагает следующую классификацию:
Традиционные технологии |
Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков. |
Инновационные технологии |
|
Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей.
Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).
Развитие - это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.
Дискуссионным является и вопрос о классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию. Педагогические технологии, которые предлагаются для использования в школьном звене, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников).
Использованная литература:
1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1 - Челябинск, ЧГПУ, 2012.
2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 2 - Челябинск, ЧГПУ, 2012.
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.