Педагогические технологии в дошкольном образовании

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогической цели, осуществляемая в соответствии с определенной логикой и принципами, достаточно легко воспроизводимая любым педагогом, подготовленным к такой работе.

КРИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ – основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность: результативность (обеспечение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (передачи опыта ее использования в виде знаний).

Общепринятой классификации педагогических технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.

В.С. Зайцев предлагает следующую классификацию:

Традиционные технологии

Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.

В основе этих технологий - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков.

Инновационные технологии

  • Игровые технологии.

  • Технология проблемного обучения.

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и  знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

  • Технология уровневой дифференциации.

  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.  Границкая, В.Д. Шадриков).

  • Технология программированного обучения.

  • Информационно-коммуникационные технологии 

  • Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

  • Технология ТРИЗ 

  • Вальдорфская технология.

  • Технология свободного труда (С. Френе).

  • Технология проектного обучения.

  • Технология «педагогические мастерские».

  • Дальтон-технология.

  • Кейс-технологии 

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология обучения детей с признаками одаренности.

  • Монтессори-педагогика (технология саморазвития).

  • Технология развивающего обучения Л.В. Занкова (для начальной школы)

  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специ­фику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навы­ков), а на развитие и воспитание детей.

Следовательно, при­менительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирова­ние у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.). 

Развитие - это процесс качественного изменения. В до­школьном образовательном учреждении (ДОУ) развитие ре­бенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жиз­ненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. За­порожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. По­этому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в позна­нии окружающей действительности, раскрытию его неповто­римой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор опе­рационного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогическо­го воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Дискуссионным является и вопрос о классификации педаго­гических технологий применительно к дошкольному образова­нию. Педагогические технологии, которые предлагаются для использования в школьном звене, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических осо­бенностей дошкольников).

 

Использованная литература:

1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1 - Челябинск, ЧГПУ, 2012. 

2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 2 - Челябинск, ЧГПУ, 2012. 

3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.