Методы и приемы речевого развития

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы, относящиеся к словесным методам

 Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная   для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме.

 Он произносится четко, громко и неторопливо. 

 Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей.

 Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет   служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. 

 Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того   чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

 Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого   элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

 В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение   воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а   предлагалось детям в контексте   интересной для них деятельности.

 Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия   значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и   обследования предметов.

 Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания   обучающие, организационные и дисциплинирующие.

 Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество   выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий.   Оценка дается для того, чтобы все дети   могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает   большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности,   добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой   деятельности,   организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а   речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

 Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные.   Основные могут быть констатирующими (репродуктивными) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и   поисковыми, требующими установления связей и   отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?»   Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть   методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными,   выражать   основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание   детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом   вопросительной интонации, облегчать   ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития   детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

 Приемы, относящиеся к наглядным методам – показ иллюстративного материала, показ игрушки, показ   движения, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, использование   ТСО.

 Приемы, относящиеся к практическим методам, носят игровой характер. К ним относятся дидактические   игры, игровые упражнения, игры-занятия.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.