Абстрагирование – одна из умственных операций, процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному.
Автоматизация — превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания). Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слона, предложения и в самостоятельную речь (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Агнозия [а- + греч. gnosis знание] — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Аграмматизм [греч. agrammatos нечленораздельный] — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Адаптивность – приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Аденоиды — опухолевидное разрастание аденоидной ткани носоглотки, глоточной и небной миндалины и др.; А. обычно встречаются у детей в возрасте от 3 до 7—10 лет; А. часто вызывают патологические изменения верхних дыхательных путей и органов слуха, вследствие чего дети раннего возраста иногда долго не могут научиться говорить или с трудом овладевают речью, а дыхание через рот (носовое дыхание затруднено) ведет к различным аномалиям роста скелета лица; при больших А. отмечаются нарушения голоса и речи: голос приобретает глухой оттенок, произношение носовых согласных [м] и [н] нарушено, они звучат как [б] и [д] (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Аккуратность [лат. accuratus] — положительная черта характера человека, заключающаяся в тщательном и точном выполнении поручений, в соблюдении дисциплины, порядка и чистоты (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Активизация [лат. activus деятельный] — усиление деятельности; побуждение к решительным действиям.
Актуализация – переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное.
Алалия [а- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Алалия моторная [лат. motor двигательный] — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Алалия сенсорная [лат. sensus чувство, ощущение] — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Альвеолы [лат. alveolus лунка, ячейка] — 1) маленькие легочные пузырьки на концах тончайших бронхов, куда проникает воздух во время дыхания; 2) ячейки в челюстях, где помещаются корни зубов (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Альвеолярный согласный — согласный звук, при произнесении которого язык касается неба у альвеол (напр., русские [д] и [т]) (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со взрослыми и сверстниками.
Анализ [греч. analysis разложение, расчленение, разбор] — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, явления, свойства или отношения между предметами) на составные элементы, выполняемая в процессе познания или практической деятельности; А. неразрывно связан с синтезом (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Анартрия [ан- + греч. arthroo членораздельно произносить] — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Апраксия [а- + греч. praxis действие] — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Артикуляция [лат. articulare членораздельно выговаривать] — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др. (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Артикуляционный комплекс — совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Аутизм [греч. autos сам] — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)
Афазия [а- + греч. phasis речь] — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха (Селиверстов В.И. Словарь логопеда)